НОУ школа "Иман Нуры"

Школа для тех, кто хочет преуспеть!

Ислам, ихсан, иман

«В один из дней, когда мы были рядом с Пророком, — говорит ‘Умар
/1/
, — неожиданно пришел человек в необычайно белой одежде, цвет волос его был абсолютно черным (как смоль
/2/
), он не был похож на путника [ни на одежде, ни на волосах не было ни пыли, ни дорожной грязи, словно он спустился с небес]. Никто из нас не знал его. Человек напрямую прошел к Пророку и сел перед ним так близко, что их колени соприкоснулись. Потом попросил:
— О Мухаммад, сообщи мне, что есть «Ислам»
/3/
?
— Ислам — это свидетельство (шахада) о том, что Творец Един и я — посланник Божий; это совершение [обязательной] молитвы; выплата закята, соблюдение [обязательного] поста и паломничество в Мекку, если человек в состоянии туда отправиться, — ответил Пророк.
— Ты прав, — утвердительно заключил пришелец.
Присутствовавшие удивились, — продолжает ‘Умар, — с одной стороны, спрашивает, а с другой — подтверждает правоту.
— Сообщи мне о том, что такое «Иман»
/4/
? — вновь вопросил незнакомец.
— Иман — это вера в Аллаха (Бога, Господа миров, Творца всего сущего); вера в [существование] ангелов; вера в Священные Писания [низведенные Моисею, Иисусу, Мухаммаду и все те, что были ранее, о коих ведомо только Всевышнему], вера в [истинность миссий] посланников Божьих; вера в [неизбежность] Судного Дня и вера в «аль-кадар»
/5/
, как добро, так и зло.
— Ты прав, — подтвердил незнакомец. — А что такое «аль-Ихсан»
/6/
?
— Это когда ты поклоняешься Всевышнему подобно тому, как будто видишь Его. Конечно же, ты не видишь Его, но Он ведь видит тебя, — ответил пророк Мухаммад.
— Сообщи мне о Конце Света, — попросил незнакомец.
— Тот, кого спрашивают, знает об этом не больше спрашивающего [мне известно об этом не больше, чем вам].
— Тогда сообщи мне о его признаках.
— Рабыня родит свою госпожу
/7/
; и увидишь ты босых, нагих и нищих [духовно] пастухов овец [бывших ранее таковыми] соревнующимися в строительстве высоких зданий».

‘Умар продолжает: «После этого [пришедший из ниоткуда] человек удалился. По прошествии некоторого времени пророк Мухаммад обратился ко мне: «Ты знаешь, кто это был?» Я ответил: «Аллаху и посланнику Его [тебе, о Пророк] лучше знать». Он (да благословит его Всевышний и приветствует) пояснил: «Это — ангел Джабраил (Гавриил), пришедший [в облике человека] для того, чтобы обучить вас религии вашей»
/8/
.
/1/ ‘Умар ибн аль-Хаттаб (умер в 23 году по хиджре, в 644 г. по григор.) — один из ближайших соратников и сподвижников пророка Мухаммада. После смерти Пророка и первого халифа Абу Бакра возглавил по тем временам одно из крупнейших государств мира. Правил с 13 по 23 год хиджры (634–644 гг. по григор.). Он первый, кто носил титул «правитель правоверных». Был известен своей справедливостью — как решительная личность, сочетавшая в себе особые волевые качества и рассудительность одновременно. За время его правления границы государства сильно расширились. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему однажды: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа (клянусь Всевышним Творцом)! Сатана настолько боится тебя, что когда ты идешь по широкой дороге, он обходит ее стороной».
‘Умар был смертельно ранен огнепоклонником в момент совершения земного поклона при выполнении утренней молитвы. Подробнее см.: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 866; аль-Мунджид. С. 379.
/2/ Смоль. (устар.) = смола. Волосы черные как смоль (очень черные). См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1219.
/3/ Слово «ислам» с арабского переводится как «покорность; предание себя Богу».
/4/ Слово «иман» переводится с арабского языка как «вера в Бога; обеспечение безопасности».
/5/ «Аль-кадар» — изначальное и полное знание Творца обо всем и вся на основе Его всезнания и полной, ничем не ограниченной власти, что не мешает людям поступать по их выбору и усмотрению, за что и будут дети Адама спрошены в Судный День. Подробнее о том, что такое «аль-кадар», см., например, в книге «Ислам 624».
/6/ Слово «ихсан» с арабского языка переводится как «благодеяние; милость». Происходит оно от глагола «ахсана» — «делать превосходно, отлично; совершать благодеяние, делать добро».
/7/ Одним из предположительных комментариев является следующий: ближе к Концу Света будет утеряна святость родителей, они перестанут чувствовать со стороны своих детей должное уважение и почтение. Родители уподобятся рабам, прислуге своих детей.
/8/ См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 157–160.
Источник: http://www.umma.ru/hadis/1599-islam-ixsan-iman

 

Возможно, вы призадумаетесь, возможно, вы уразумеете

 

Основы духовности. - СПб: «Издательство «ДИЛЯ», 2007. – 192с.:

 

«[Если в вещи что-то проявлено в совершенстве, значит, ее для этого и сотворили]

Знай же, что это ты узнаешь из того, что поймешь, что человек знатнее и совершеннее скота и зверей. Если вещь имеет в себе проявление чего-либо в совершенстве, значит ее сотворили именно для сего. Например, конь совершенен в скачке, осел – в переноске грузов, кит - в величине и мышечной массе и т.п. …

 

[В чем ошибаются те, кто считает, что человек создан для еды, секса или войны]

            Так что тот, кто верит, что человека создали для еды, сна и секса, чтобы он день и ночь этим занимался, и тот, кто считает, что его создали для завоеваний, захвата и победы над другими, оба ошибаются – ведь еда и секс относятся к похоти, а это дано еще и животным; страсть к преобладанию, к власти и завоеваниям относится к гневу, а это дано зверям.

 

[Верблюды и киты едят больше человека, а воробьи или кролики – сношаются, то есть в этом нет для человека превосходства]

            К тому же верблюды, например, превосходят людей по количеству съедаемого, а воробей – по сексу, так что где тут человек совершеннее их?[1]

 

[О том, что в человеке есть дополнительное совершенство]

            Хотя человеку дано то, что дано и скоту, и зверям, но ему дано совершенство в чем-то другом. Его совершенство заключается в разуме, с помощью которого человек познает Бога и узнает обо всех чудесах Его творения. С помощью разума он освобождается от плена похоти и гнева и с помощью разума он побеждает в себе скотину и зверя, и все оказывается на службе его, включая все то, что находится на земле.

            Об этом, то есть о способности постигать все на свете, и сказал Всевышний (45:13): «И сделал вам на службу все, что есть на земле»

 

[Это совершенство и есть то, для чего создали человека]

            Итак, поскольку именно разум отличает человека от остальных существ и поскольку разум человека совершеннее «разумов» скота и зверей, значит, именно в этом заключается истинная сущность человека, для чего его создали, в этом есть ее почесть и совершенство. Другие же качества ей чужды и даны на временное пользование, они посланы ему для помощи и службы. Вот почему, когда человек умрет, в нем не остается больше ни гнева, ни похоти.»

 

Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. Пер. с арабского А.И. Рустамова. – Киев: Ансар Фаундейшн. 2006 – 363с.:

 

            «Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это – пользование ближайшей жизни, а у Аллаха – хорошее пристанище!» (Сура 33,  аят 14)…

            Душа такова, что каждый раз, когда она осваивается с какой-либо из своих похотей, она тут же проявляет желание перейти к следующей, пребывая таким образом в постоянной погоне, не обращая внимания на греховность и неправедные деяния. Коран же предостерег нас от следования запретным страстям:

«И не следуй за страстью, а то она сведет тебя с пути Аллаха! Поистине, те, которые сбиваются с пути Аллаха, - для них сильное наказание за то, что они забыли День расчета!» (Сура 38, аят 26).

«А если бы Истина последовала за их страстями, тогда пришли бы в расстройство небо и земля, и те, кто в них. Да, Мы приходили к ним с напоминанием, но они от напоминания отворачивались» (Сура 23, аят 71)…

Всякий раз, когда Коран повествует о человеческой слабости, сомнении и эгоизме, он дает понять, что очищение от этих пороков кроется лишь только в следовании путем религии и ее заветам:

«Ведь человек создан колеблющимся, когда коснется его зло – печалящимся, а когда коснется его добро – недоступным, кроме молящихся, которые в своей молитве постоянны, в имуществе которых известное право для просящего и лишенного, и тех, которые веруют в день Суда, и тех, которые страшатся наказания своего Господа, - ведь наказание их Господа не безопасно! – и тех, которые охраняют свои члены…» (Сура 70, аяты 19-29)…

 

Выше говорилось о важной роли нравственности на уровне отдельной личности.

Что касается общества в целом, то Ислам утверждает, что непременным залогом и гарантией выживания наций, расцвета их цивилизации, консолидации силы и мощи человечества является утверждение нравственности в их среде. Если нравственность падет, то с ней падет и само государство.

«Народы – это нравственность, и только.

Пока она жива – они не канут в бездну.

А коль уйдет она – они исчезнут».

 

… место нации, государства, семьи определяется лишь только теми высокими качествами, которые она преподносит миру, и теми благородными целями, которых она достигает.

 

…Человек, занимающий определенную должность, в своем офисе также должен стремиться к тому, чтобы вся ежедневная работа – записи, расчеты, затраты умственных или физических усилий – сообразовывались с интересами людей и шла в угоду Аллаху.

Поистине, животное трудится целый день, отрабатывая свой корм. Человек же может в своих стараниях опуститься до уровня животного, если его деятельность будет направлена только на получение заработной платы.

Однако, если это человек разумный, ценящий свой ум и деятельность, он обратит их к достижению чего-либо более высокого.

Очень обидно, что некоторые служащие в своем большинстве не понимают ничего, кроме логики богатства, званий и продвижения по службе. Этим «кругом» они меряют свой мир и свою религию. Тем самым они взвешивают мгновения своего удовольствия и гнева, слабости и силы на этих шатких весах...» Пусть упасет нас Всевышний от этого! Амин.



[1] То есть верблюды и кролики даны человеку не только для того, чтобы их использовали как вьючных животных или пищу, но и для познания того, что те качества, которые в них представлены в совершенстве (способность много есть или сношаться), то есть их атрибуты, а для человека они чуждые и вспомогательные вещи.

Конструктор сайтов - uCoz