НОУ школа "Иман Нуры"

Школа для тех, кто хочет преуспеть!

«Давайте учиться! Сейчас, а не тогда, когда вырастет

то, что выросло… и появится шанс исправить все

на внуках. Учитесь у профессионалов; у тех, кто

преуспел…  Духовное воспитание детей – это наш шанс

совершить не прерывающееся с нашей смертью

благодеяние. Ведь передают со слов Абу Хурайры

(радыаллаху анх), что Посланник Аллаха (салаллаху

`аляйхи ва саллям) сказал: «Когда человек умирает,

(все) дела его прекращаются за исключением трех:

непрерывной милостыни, знания, которым могут

пользоваться (другие люди), или праведных детей,

которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за

него» (Муслим)» Бахадори Н., Расул К. бинт. Духов-

ное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в

раю. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 192с.,

Стр.5

 

 

 

Приводим основы воспитания ребенка, выделенные выдающимся ученым и педагогом имамом ал-Газали (выдержки из книги Имам ал-Газали. Бидайат ал-Хидайат. Начало наставления на истинный путь / Пер. с араб. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 160с. Стр.4-5, 7-10).

            «С самого начала вступления мусульманина[1] на путь знаний и всестороннего его развития ему необходимо закрепить в разуме и в себе самом правила поведения (адабы) и этику, воспитывающие в нем положительные черты характера, научиться строить достойные взаимоотношения с людьми и обществом и конструктивные планы, которые должны согласовываться с шариатской наукой.

            Имам ал-Газали придерживается совершенных основ воспитания, которые он излагает в своей известной программе воспитания…

Он обращает внимание на влияние окружения на воспитание ребенка и предупреждает, что наибольшее воздействие на него оказывает его семья. Он напоминает родителям, что отрицательные качества их детей необходимо излечивать с самого начала, пока они не укрепились в них, когда исправлять их уже будет крайне сложно: «Начало всех дел должно быть под контролем. Поистине, характер ребенка подобен кристальной чистоте жемчуга. Он впитывает в себя все хорошее и плохое. И поистине, родители своим поведением склоняют его к одной из двух сторон».

            Имам ал-Газали приводит здесь некоторые из наставлений о воспитании ребенка, касающегося его физического и внутреннего развития до достижения им совершеннолетия[2].

            Ими являются:

            1. Чтобы его воспитанием и кормлением занималась бы благочестивая и богобоязненная женщина-мусульманка, питающаяся дозволенной Всевышним Аллахом (халал) пищей.

            2. Чтобы ему запрещали спать днем, поскольку это порождает лень.

            3. Чтобы его научили этике, которую необходимо соблюдать за едой.

            4. Чтобы ему не разрешали хвастаться перед своими друзьями имуществом и состоянием родителей. Напротив, его необходимо приучать к скромности и простоте по отношению ко всем, с кем он общается.

            5. Чтобы его приучали к ходьбе, бегу, спорту и т.д., с тем, чтобы преодолеть лень.

            6. Чтобы он контролировал себя и укреплял в своем характере скромность[3].

            7. Чтобы его оберегали от детей, привыкших к наслаждениям обманчивой земной жизни, роскоши, и от детей с дурным нравом.

            8. Чтобы его обучали этике сидения, общения с другими и чтобы он не делал то, что противоречит этике.

            9. Чтобы он внимательно слушал, когда к нему обращается другой, и уважал старших.

            10. Чтобы он носил одежды, подходящие для него, но не перекрашенные в желтый (шафрановый) цвет, и чтобы он знал, что это является свойством женщин и гермафродитов (хунса)[4].

            11. Чтобы его научили повиноваться своим родителям и учителю, относиться к ним благосклонно, с уважением.

            12. Чтобы его воспитали в духе страха перед воровством, употреблением в пищу недозволенного (харам), ложью и сквернословием.

            Это некоторые взгляды ал-Газали на правильное воспитание ребенка. И возможно, что они не изучены и не исследованы достаточным образом. Да, существуют некоторые книги, специальные уроки, посвященные этой теме, но недостаточно полноценные. Возможно, Аллах облегчит и создаст благоприятные условия для того, кто изучает взгляды ал-Газали в этом направлении, сравнивая их с теориями современного воспитания, извлекая оттуда исламские основы, призывающие к формированию личности человека-мусульманина, улучшению нравов и очищению его сердца, поскольку ал-Газали призван первым из ученых, сведущих в этике и морали. И поэтому его книги были и остаются по сегодняшний день предметом особого внимания ученых и исследователей в религиозных, воспитательных, общественных и других сферах наук.

            Из всего этого следует, что Имам ал-Газали – один из выдающихся педагогов, исследующий этику и мораль, глубоко проникающий в мир души и ума, изучающий то, что влияет и воздействует на них. Его взгляды оказали огромное влияние на последующие поколения. Значительна их роль и в истории развития воспитания и образования. Кроме того, он был энциклопедически образованным ученым для своего времени, исследователем тонкостей всех наук.»

            От себя добавим о таком неотъемлемом аспекте воспитания как чистота (физическая: чистота тела и одежды; и духовная): чистить зубы, умываться, мыть руки перед едой, подмываться после каждого испражнения, менять одежду, как только она испачкалась, мыть голову (а также ухаживать за бородой и усами – для мужчин), пользоваться ароматами, выщипывать и брить волосы на теле (кроме бровей) – все это часть воспитанности мусульманина и зафиксировано в Сунне. Ритуальная чистота – это часть духовной жизни человека. Научить ребенка перед намазом совершать вуду, и раз в неделю совершать гусль – задача и обязанность родителей.

            Здесь приводим список литературных источников, которые мы рекомендуем родителям, волнующимся о проблемах воспитания детей, и напоминаем, что путь Ислама – это постоянная непрерывная внутренняя работа по личному самосовершенствованию, которую каждый человек (а в особенности занимающийся воспитанием подрастающего поколения) ежедневно и ежечасно проводит в отношении самого себя (инспектирование своих собственных черт характера, выявление недостойных и постепенное избавление от них, укрепление имана (веры), стремление к довольству Всевышнего Аллаха). Да благословит вас  Господь на этом пути, и пусть плоды вашего усердия самым благоприятным образом отразятся на вас и ваших детях, и обернутся райскими плодами в вечности! Амин.

1. Имам ал-Газали. Бидайат ал-Хидайат. Начало наставления на истинный путь / Пер. с араб. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 160с.

2. Бахадори Н., Расул К. бинт. Духовное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в раю. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 192с.

3. Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. Пер. с арабского А.И. Рустамова. – К.: Ансар Фаундейшн; М.: Умма 2006. – 363с.

4. Туран К. Поучительные истории, помогающие жить. М.: «Издательство Новый свет», издание 1-ое, 2010. – 168с.

5. Основы духовности. – СПб: «Издательство «ДИЛЯ», 2007. – 192с. Серия «Уроки Имама ал-Газали».

6. Аляутдинов Ш. Мусульманское право. Первый и второй уровни. – Издание второе, дополненное, - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 496с.

7. Трейси, Брайан. Достижение максимума: Стратегии и навыки, которые разбудят ваши скрытые силы и помогут вам достичь успеха/ Брайан Трейси; [пер. с англ. Д. Белецкого]. – 2-е изд., стер. – М.: СмартБук, 2009. – 315с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 251с.

10. www.umma.ru/interviews/2407-polnaya-versiya-intervyu-shamilya-alyautdinova-dlya-yanvarskogo-nomera-zhurnala-lpsychologiesr



[1] Мусульманином, то есть человеком, покорным Своему Творцу, должен быть каждый человек. Смирение и покорность Творцу по-арабски называется «Ислам». К Исламу, то есть следованию повелениям Господа, призывали все Божественные пророки и посланники, начиная с Адама (мир ему) и до Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует).

[2] Совершеннолетие в Исламе устанавливается по следующим признакам: поллюции, менструации или достижение примерно 14 лет и 7 месяцев.

[3] Как особо положительное качество мусульман.

[4] Это правило относится только к ученикам мужского пола.

Наставление Мухаммада Али дочери.

Случай произошел, когда в гости к бывшему чемпиону мира по боксу в тяжелом весе Мухаммаду Али приехали его дочери, одетые нескромным образом.

 

 

Далее - слова одной из них:

«..я выросла как ортодоксальная мусульманка, так что я никогда прежде не одевалась так открыто в присутствии моего отца. Когда мы, наконец, приехали, шофер проводил мою младшую сестру Лейлу и меня к апартаментам отца. Как обычно, он ждал нас, притаившись за дверью, чтобы попугать. И в тот день мы столько обнимали друг друга и целовали, сколько могли. Затем, мой отец хорошо к нам присмотрелся. Он посадил меня к себе на колени и сказал то, чего я никогда не забуду. Посмотрев мне прямо в глаза, 

он произнес

«Хана, все ценное, что Бог сотворил в этом мире, укрыто и труднодоступно. Где можно найти бриллианты? Глубоко в земле, укрытыми и защищенными. Где можно найти жемчужины? Глубоко, на самом дне океана, закрытыми и хранимыми прекрасной оболочкой. Где можно найти золото? Далеко в шахте, покрытым слоями и слоями камня. Надо очень тяжело поработать, чтобы добраться до них.» Он снова посмотрел на меня своими серьезными глазами и сказал: «Твое тело - свято. Ты гораздо дороже бриллиантов и жемчуга и ты также должна быть покрыта».

Хана Язмин, одна из девятерых детей Мохаммеда Али, она известна тем, что написала книгу о своем отце под названием "Больше чем герой" (More Than a Hero).

 

lookbox.ru

Конструктор сайтов - uCoz