НОУ школа "Иман Нуры"Школа для тех, кто хочет преуспеть! Жизнь должна быть богослужением. |
Актуально: современное общее образование в свете Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Практический взгляд.Автор: директор НОУ школа «Иман Нуры» г. Новосибирска Наталья (Газиза) Баженова, профессиональный практикующий юрист Новосибирск 2011
Во имя Аллаха (Бога, Господа, Единого для всех и вся), милость которого безгранична, вечна!
Вступление (диагноз)
Современное российское общество серьезно больно. Болезнь настолько серьезна, что угрожает самому существованию страны. Уже стало страшной, ежедневной реальностью: - когда молодая семейная пара, идет, прихлебывая пиво, имея в зубах по сигарете, обильно использует ненормативную лексику «для связки слов» и толкает перед собой… коляску с младенцем... Возникает вопрос: кого способны вырастить эти люди? - когда возле группы детей редко можно пройти, не услышав нецензурной брани, а ребенок с пивом и сигаретой уже никого не удивляет. И, порою, даже страшно сделать замечание такой крохе, т.к. можно «нарваться» на трехэтажный оборот и массу оскорблений за свое неравнодушие. Возникает вопрос: кто вырастет из такого ребенка? Ведь он уже морально разложился, задолго до своего взросления. - когда учитель боится сделать замечание ребенку, опасаясь неадекватной реакции его родителя; когда учитель боится дать родителю педагогический совет по вопросу воспитания ребенка, привлечь родителей в союзники для решения той или иной поведенческой проблемы ребенка (которая, кстати, далеко не всегда является проблемой воспитания, а, бывает, результатом внутреннего расстройства здоровья ребенка (например, нарушения функций надпочечников, либо неправильной работы эндокринной системы и т.п.)); - когда учитель бывает избит родителем своего ученика, либо подвергается оскорблениям; когда учитель уходит из профессии или молодой специалист не идет работать в школу, опасаясь «немилости» учеников и их родителей. Возникает вопрос: в чем причина этих явлений и каковы средства решения такой ситуации? Совершенно ясно, что основой всех этих проблем является ГЛУБОКИЙ НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС современного российского общества. В сознании людей нет границ, нет критериев, нет понятия о дозволенном поведении и последствиях нарушения т.н. неотъемлемых естественных человеческих прав и свобод, нет элементарного понятия правовой культуры, нет осознания необходимости уважения прав и свобод другого человека, бережного отношения к чести и достоинству личности. И очевидно, что существующая система образования и воспитания неэффективна (ведь и сами современные школьники, и их родители во многом являются «продуктом» действующей системы образования и воспитания).
Анализ текущей ситуации. Сейчас необходимы комплексные усилия государства, не только в сфере системы образования, но и в экономической, и законотворческой сфере, и в сфере формирования здоровой человеческой личности и путем выстраивания общей концепции работы средств массовой коммуникации, т.к. свободу следует отличать от анархии. Наступил момент, когда черезмерствующую «свободу» необходимо урезонить в целях сохранения государства. Школы одни ситуацию не выправят. То, что сегодня глядит на нас с рекламных плакатов и с телеэкранов способствует лишь дальнейшей моральной деградации общества и печальному концу, каков, например, был у римской империи и др. (исторических примеров исчезновения великих государств на фоне упадка нравов великое множество). Зарабатывание на рекламе алкоголя и табака несопоставимо с национальной катастрофой – с гибелью страны. А ведь речь сегодня идет именно об этом. И здесь не нужно щадящих формулировок. Есть вещи, которые не измеряются деньгами. А правда в том, что Божий закон нельзя не соблюдать, об него можно только разбиться[1]. Речь не идет о том, чтобы «всех загнать в веру» - это никому не нужно, да и невозможно. Как говорится, добро с кулаками не бывает. Но, необходимо доносить до людей (причем не только до детей, но и до взрослых), что Божьи законы, есть незыблемые правила, которые необходимо соблюдать независимо от твоего отношения к вере. Эта та грань, которую нельзя переходить ни в коем случае, иначе ты неизбежно потерпишь крах. Основа этих правил во взаимном уважении прав каждого человека. «Я сделал гнет и притеснение запретными для себя и запретил их для вас» - оповестил Господь. Потому в сознании человека должна работать цепочка, например: «если я выпью спиртное, я притесню свою семью, которая будет страдать от моего дурного пьяного поведения, от зловонья, исходящего от меня, поэтому я не стану употреблять спиртного». То есть основу воспитания личности должна составлять формула: я человек только тогда, когда другим людям хорошо от того, что я есть. То есть во главу угла должен ставиться приоритет уважения чужих прав. В какой-то мере речь идет о замене известного коммунистического лозунга «раньше думай о родине, а потом о себе». Однако, вспомним, что нам, заставшим эпоху социализма, никому не нравилось чувствовать себя безликой серой массой, винтиком в системе. Это неестественно. Именно поэтому приоритет должен быть отдан именно уважению прав другой личности, ибо всякое государство состоит из личностей, и ради них (и каждой из них) оно существует. Эта аксиома составляет ядро демократии. Демократия, которая декларирует в качестве высшей ценности права человеческой личности, а учит своих граждан гордиться своей страной (как это указано в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России – далее КДНВ) не является полноценной, ибо неискренняя (все, что неискренне – ущербно и плохо). Потому, если уж мы установили в качестве высшей ценности права с свободы человека и гражданина (ст.2, 17, 18 Конституции РФ, и как указываем в КДНВ), то надо этому и учить своих граждан с самых азов, с самого детства. Если я тебя не притесняю и ты меня не притесняешь и каждый делаем, чтобы тебе было комфортно от того, что я есть, то у нас и не появится нечестия, ибо я готов пожертвовать своими правами ради твоих и ты взаимно. И я отвечаю за то, чтобы ты был в порядке, а ты отвечаешь за то, чтобы я был в порядке. И спрос за всякую ситуацию в семье, в коллективе, в городе стране каждый начинает с самого себя: а что Я сделал, чтобы ситуация была лучше?... Ведь это же все воспитывается, просто работать надо над этим![2] Основная проблема в том, что сейчас каждый живет только для себя и лишь своими личными интересами по принципу «бери от жизни все». «Брать от жизни все» - это утопическая идея, которая абсолютно несостоятельна как основанная на неуважении, неучитывании прав и законных интересов других людей, допускающая притеснение других лиц в целях получения «всего для себя». Чтобы преуспеть необходимо выстраивать свою жизнь в соответствии с действующими независимо от воли человека незыблемыми правилами, установленными Тем, Кто создал и устроил этот мир. Сегодня и академики РАЕН признали, что раз есть физические законы, значит есть и законодатель… то есть Бог. То же касается и нравственных законов, которые суть признаны естественными неотъемлемыми правами и свободами человека (они перечислены в Международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и они все отражены в Конституции РФ), и действуют столь же неумолимо, как и физические законы. Это сегодня очевидно для всякого мало-мальски думающего человека. Просто надо иметь смелость в этом признаться. Но это уже будет первым шагом к выздоровлению.
Попыткой разрешения ситуации явилось: 1. издание КДНВ - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985). Данная мера, несомненно, правильная по намерению, является явно недостаточной, ибо не учитывает масштаб и глубину поражения нашего общества нравственным недугом и является неадекватным ответом этой беде, являясь, по сути «дробиной для слона». Концепция имеет один серьезный недостаток: она ставит во главу угла «государство», «страну», лишь фоном пуская уважение прав и свобод других людей. Однако, мы имеем перед собой в качестве примеров: а) рухнувший СССР, с его лозунгом «раньше думай о родине, а потом о себе»; б) Америку, которая воспитывает своих граждан в духе гордости за свою страну и гордости за принадлежность к гражданству этой страны, и является страной, ненавидимой всем мировым сообществом именно за свою чрезмерную гордыню и слепую веру в свое превосходство над всем остальным человечеством. То есть сама идея постановки во главу угла «национальной гордости», «гордости за свою страну» является глубоко ущербной, ошибочной. Нелепо снова наступать на те же грабли. Ведь (судя по состоянию стран, составлявших ранее СССР) даже шишка от прежнего их удара еще не совсем зажила. Почему же не извлечь урок?! Гордыня порицаема, любая. «Ходи по земле смиренно» - наставляет Господь. Посему, идея с «гордостью» заведомо обречена на провал. Ее следует навсегда оставить, если хотим уцелеть как государство и как этносы. 2. Введение в число обязательных дисциплин Основ мировых религиозных культур и светской этики. Данная идея, благая по намерению, является крайне слабой и не бьет точно в цель. Она не является честной, т.к. она а) не вполне научна, б) не адекватна положению человека перед Богом, в) не соответствует элементарному жизненному опыту любого человека средних лет. Об этом подробнее. Суть образования состоит в получении НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ и передаче полезного жизненного опыта от старшего поколения младшему. В этом процессе следует быть предельно щепетильными и честными[3]. Давать подрастающему поколению все самое лучшее, передовое, без обиняков, а не заниматься приспособлением детей к собственным комплексам или устоявшимся формам поведения, об ущербности которых заведомо известно. Вот простой пример, взрослые нередко формируют у детей уродливое представление о жизни еще до взросления ребенка, навязывая ему свою собственную деградированную систему ценностей. Сейчас каждый подросток знает, что хорошо в жизни устроится чиновником, он ничего не делает, но хорошо живет за счет взяток. В итоге, дети растут злыми, завистливыми, немотивированными на труд, созидание. Так вот вопрос: почему многие считают, что формировать у детей такое представление о жизни – не является преступным, не отнимает у ребенка свободу воли и свободу выбора, а вот дать детям четкое и ясное понятие о Боге и установленной Им системе ценностей, о Его законах (действие которых, кстати, отличается абсолютной неотвратимостью и обязательностью, в отличие от законов человеческих /юридических/ для которых эти принципы являются чисто декларативными, и далеко не всегда работающими) отнимает у ребенка свободу воли и свободу выбора. Нет и еще раз нет! Это нежизнеспособный, тупиковый и гибельный (причем в масштабах страны) взгляд. При таком подходе очевидно, что каждое последующее поколение будет хуже предыдущего ибо нормой для следующего поколения является греховность предыдущего. А при том, что человек и так создан слабым, по самой своей природе склонным к греху, это означает неизбежную деградацию и полный упадок нравов с последующей неизбежной гибелью общества. Чему свидетелями мы с вами сейчас и является. И ведь стоим за один шаг до гибели! Одним только повышением рождаемости эту проблему не решить, и наивно полагать обратное. Сколько бы ни народилось – еще больше погибнет от наркотиков, алкоголя, табака, половых болезней, являющихся следствием развращенности и не знания границ. А многие еще совершат суицид, как не знающие цели в жизни, но имеющие заложенную Богом потребность в порядке (который зиждется для каждого человека на единой для всех установленной Создателем системе ценностей, которую каждый считает справедливой и правильной) и потерявшие надежду его обрести. Посему, формировать и воспитывать у подрастающего поколения необходимо именно истинную, чистую, настоящую, систему Божьих принципов, четко и неумолимо работающую вне зависимости от времени, пространства, а также от отношения к ней самого человека и от состояния его веры. Следует учить детей отвечать на вопросы: кто ты? откуда ты? для чего тебя создали? и куда ты уйдешь? Следует обучать их навыкам определения верных целей, навыкам целепостановки и целедостижения. Вот тогда будут успешные люди, живущие осознано, приносящие пользу обществу и успешно проживающие свою жизнь. И от поколения к поколению пойдет улучшение. И возвести это нужно именно в ранг требований, предъявляемых государством к своим гражданам: то есть, веришь ты в Бога или не веришь, но ты обязан соблюдать Божьи законы. Разберем п. «а) не вполне научна». Сегодня, повторюсь, академики РАЕН во всеуслышание заявили, что раз есть физические законы, значит есть и законодатель, то есть Бог, Творец, Создатель этого мира. Коль скоро мы определились, что сутью образования является передача научных знаний, так давайте их и передавать. На сегодня ситуация такова, что мы утаиваем новейшие достижения науки, и подаем материал на старой антинаучной атеистической базе, являющейся пережитком советских времен, да еще и забываем, что жестко установленная «советами» система ценностей и огромная всепронизывающая воспитательная машина, работавшая в те времена полным ходом, безвозвратно утрачены. Выход только один: давать в полном соответствии с наукой знания о Боге, об установленной Им системе ценностей, объяснять принципы их работы и последствия их неисполнения. И не надо волноваться: все поголовно всё равно не уверуют. Эта свобода выбора есть всегда и у каждого без исключений. Бога никто никогда не видел – и это определяющее в вопросе веры в Него. Никакой Конституцией это не отрегулировать и не установить. Кого почтить верой, а кого не почтить ею – это только компетенция Всевышнего Творца. И человек никогда не в состоянии разделить с Ним Его власть. Его власть другого уровня, другого свойства и качества. Во-первых, признание на государственном уровне Его существования и воспитание граждан в соответствии с Его принципами никак не ограничивает ни президентскую (исполнительную), ни законодательную, ни судебную власть и никак ей не противоречит. И нет никакой необходимости пускать духовенство ко власти. Кого надо Господь достанет и без посредников, и завершит в отношении него Свою волю как пожелает, ведь Он ни в ком не нуждается. В этом вопросе нет политики. Во-вторых, никому и никогда (даже при огромном желании) не удастся переложить на Бога полномочия президента страны, функции парламента и судебной власти. Он назначил человека наместником на земле и велел ему самому устраивать на земле свою жизнь в соответствии с Его (Бога) принципами, законами. Однако, (и это, в-третьих) наблюдение за неумолимым действием Его законов вынуждает человека подчиниться Его воле, хотя бы ради самосохранения. Разве это не есть необходимое и достаточное условие для пересмотра существующей системы ценностей государства? Во главу угла поставить не «самоудовлетворение всех желаний и страстей» и не поклонение мамоне (богатству), а Божьи принципы, и обучать людей навыкам успешной жизни в соответствии с ними и с их неумолимым действием. Рассмотрим п. «б) не адекватна положению человека перед Богом». Курс «Основ мировых религиозных культур и светской этики» является, по сути, натянуто-вынужденным легким реверансом крайне заблудшего, наивного (глупого) гордеца в сторону Всесильного Бога. А ведь Он (Бог) в этом не нуждается. Он управляет всем этим миром и жизнью каждого из нас, хотим мы этого или нет. Каждый из нас лишь в рабском положении перед Ним. До реверансов ли тут? Когда в пору всей страной пасть перед Ним ниц в покаянии за грехи наши великие, чтобы не быть стертыми с лица земли, не быть замененными другим народом. Кто желает оспорить факт своего рабства перед Богом пусть заново родится по своей собственной воле или умрет естественной смертью по своему желанию. Это невозможно. Тогда уместен ли спор? Рассмотрим п. «в) не соответствует элементарному жизненному опыту любого человека средних лет.» Любой психически полноценный человек, доживший до средних лет знает, что далеко не всегда задуманное им сбывается, планы и намерения осуществляются (хотя бывает, вроде все отлично вымерял, приготовил и сбоев быть не должно, но…), жизнь далеко не всегда идет так как мечтается, а причиненное когда-либо другим людям зло, несправедливость и обиды нередко возвращаются причем, бывает, с самой неожиданной стороны. А истина! Истина, которую пытались скрыть за ложью… она упрямо вылазит и больно наказывает, бывает и по прошествии длительного времени и в самый неожиданный момент. Сколь-нибудь мыслящий не может не озадачиться, не отметить и не извлечь урок. А заботящийся о своих потомках не может не поделиться этим своим опытом с подрастающими детьми, обязательно постарается дать назидание, предостеречь. Но вопрос: а много ли мыслящих осталось? много ли заботящихся о своих потомках? Вымираем потихоньку. Грустно…
Предлагаемые методы лечения и анамнез. Отсюда видно, что КДНВ должна носить более масштабный и всеобъемлющий характер. По-видимому, речь следует вести о Концепции духовно-нравственного возрождения России в целом. В ней Концепция для школ должна занимать лишь определенную часть. При этом, чтобы быть действенной:
1) Господь (Бог, Творец всего сущего) один, не поклоняйся никому и ничему помимо Него; 2) Люби родителей и будь покорен им; 3) Не убивай; 4) Не кради; 5) Не лжесвидетельствуй; 6) Не желай чужой жены (мужа) и чужого имущества; 7) Не прелюбодействуй; 8) Отдавай должное тому, кто того заслуживает; 9) Хорошо относись к сиротам и воздавай им; 10) Не обвешивай; 11) Соблюдай правильность в отмеривании; 12) Будь верным своим обещаниям; 13) Не убивай своих детей; 14) Не следуй за тем, чего не знаешь; 15) Не будь скупым и расточительным. [4] Данный свод правил ввести в КДНВ для школ в качестве воспитательного идеала, публиковать повсеместно, учить их с детьми наизусть, требовать исполнения. Довести до сведения всего общества, что это именно требование государства к своим гражданам, это должны знать и исполнять повсеместно, как знают государственный гимн и флаг. Следует отметить, что наша страна уже имеет опыт общего образования на данной основе: ведь таковым было все дореволюционное образование, и какие люди были[5]! По сей день ими гордимся, не так ли?! Когда здоровая нравственная основа тогда и общество здорово;
Вот только путем принятия примерно таких комплексных мер, мы можем рассчитывать на оздоровление нашего общества и его выживание. Если этого сделано не будет, погибель неизбежна, причем в течение ближайших десятилетий. Молюсь, чтобы этого не произошло и призываю активно исправлять ситуацию. [1] Об этом сегодня говорят многие думающие люди в разных уголках земного шара. См. например Стивен Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»/пер. с англ. М., 2009. стр.38, абз.2 [2] так, например, татары растят свои детей из поколения в поколение, на протяжении веков – знаю по себе, у меня мама татарка. [3] «В таких сферах как образование и культура глубокая искренность крайне необходима. Ведь знания – самое что ни на есть благородное, чем Аллах (Бог, Господь, Творец всего сущего) наделил наиблагороднейших средь Своих созданий. Поэтому низко и безнравственно использовать их во благо злу, примешивая к ним страсти и соблазн. Ведь мир уже успел смертельно пострадать именно от рук таких ученых, которые утратили благой нрав и необходимую беспристрастность…» Необходимо обязывать «как учителя, так и ученика всецело отдаваться знаниям – чтобы и те и другие сумели узреть в них прежде всего высокий идеал и общественные интересы. Обучение же и преподавание только ради материального благосостояния и утоления личных и корыстных целей – которые традиционно преследуются в процессе обучения тысячами людей в наше время – фактически означает пренебрежение ценностью знаний и забвение их великой миссии.» Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. Пер. с араб. А.И. Рустамова. – Киев.: Ансар Фаундейшн, 2006 – 363с., стр.116 [4] Шейх Сейид Сулейман ан-Надви Послание Мухаммаду/ Пер. с арабского – Новосибирск: Экор, 1996.-176с. Стр.143-146 [5] Вот как описывает дореволюционное российское общество 1915-1918 гг. Н.А. Бердяев: «Россия – самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производил впечатление чего-то нерусского, наносного… Русские почти стыдятся того, что они русские: им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности к насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает другого. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам… В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламени искания правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления…» Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на Земле. |
|